«Считают, что лучше показать негатив»
Владимир Ким. Фото из личного архива

Владимир Ким. Фото из личного архива

О принципиально разных подходах к социальной рекламе в России и на Западе, ее целях, успехах и недостатках

За полтора года краснодарский кинопроект «Стань человеком» снял пять коротких роликов, уже получивших три всероссийские и одну международную награды — ребята дважды становились лауреатами конкурса «Новый взгляд» и екатеринбургского фестиваля «Выбери жизнь», а также призерами международного конкурса «Lime». При этом на ролики не потрачено ни одного бюджетного рубля.

Создатель проекта Владимир Ким рассказал «Русской планете» о том, почему российская социальная реклама в середине 90-х была лучше, чем сегодня, чего не хватает роликам про наркотики и почему нужно запретить набравший почти 10 миллионов просмотров ролик «Человеку плохо/ Russia vs. USA Experiment».

Агрессия Запада и философия Востока

Переехавший в Краснодар пять лет назад Владимир Ким признается, что социальной рекламой собирался заняться давно, но в реальные ролики задумка начала воплощаться только с позапрошлого января. Ему помогают единомышленники. Всего в «Стань человеком» 15 активистов, но основных участников пятеро: проживший в Ницце 13 лет и окончивший там режиссерские курсы Валерий Симонович, актриса Новороссийского драмтеатра Елена Кабанова, телеоператор из Тихорецка Алексей Савельев, художник-декоратор Сергей Филимонов и сам Ким, руководивший телекомпанией в Ташкенте. Сегодня он работает в молодежном центре.

– Даже случайно сталкиваясь с западной социальной рекламой, каждый раз понимал, насколько она отличается от российской. Западные ролики подталкивают к действию, а российские чаще всего угнетают: посмотрел их и жить расхотелось, — признается автор проекта. — Конечно, у нас различается и законодательство: по российским законам в социальной рекламе нельзя показывать, например, технику вредных привычек, сами сигареты, даже дым изо рта, но основная разница не в этом. На Западе совершенно другой подход, их социальная реклама более агрессивна. Американцы считают, что если в ролике показать реалистичные последствия вредных привычек, эффект будет больше.

Свой подход и в развитых азиатских странах. Там социальная реклама больше ориентирована на философское мироощущение единства, подчеркивается, что человек часть Вселенной, нарушил одно звено — страдаешь не только ты, но и семья, вся страна.

– В России идеология социальной рекламы, к сожалению, пока никак не сформулирована. Зачастую режиссеры просто берут лучшее из западных или восточных образцов, не понимая, что у нас разный менталитет, — продолжает Владимир. — Именно поэтому захотелось снимать ролики, адаптированные для российского, шире — постсоветского зрителя. Различия ярче всего проявляются в мелочах. Например, когда загорается зеленый свет, россиянин еще посмотрит направо-налево, убедившись в отсутствии машин. Американец сразу пойдет по зебре. Или вот пример западной социальной рекламы: там нормально, если водитель на шоссе видит, что впереди едущая машина превысила скорость, он автоматически наберет полицию и сообщит об этом. В России такая социальная реклама просто не пойдет.

Помаши рукой маме!

В медийной истории новой России, считает собеседник, есть пример качественной социальной рекламой, учитывающей ментальность россиян — вышедший в середине 90-х «Русский проект» Первого канала, тогда еще ОРТ.

– Прошло 20 лет, но многие помнят сюжеты этой серии, потому что они добрые, глубокие и нужные. Например, мне больше всего запомнился «В космосе» («Это моя страна»), где снялись тогда еще молодой Владимир Машков и Никита Михалков. Ролики «Русского проекта», может быть, технически и простоваты, но отработаны на художественном уровне. Это была замечательная попытка дать из телевизора, по которому предыдущие несколько лет крутили одну «чернуху», надежду людям, — ответил на встречный вопрос Владимир Ким. — Многие фразы из роликов «Русского проекта» тут же пошли в жизнь. Помните «Помаши рукой маме!», «Крыська, молчи» или как фронтовик — герой Зиновия Гердта — пишет на запотевшем стекле метро «Я люблю тебя 1945»?

Съемки ролика о ПДД «Безопасность — это мы», ставшего лауреатом всероссийского фестиваля «Новый взгляд». Фото из личного архива Владимира Кима.

Краснодарец уверен, что за последние пару лет ситуация с социальной рекламой стала меняться: президент Владимир Путин выступил за поддержку социальных инициатив, государство осознало необходимость социального видеоконтента хотя бы как информационного щита.

– Представители госструктур на местах почувствовали этот мессидж, но им не всегда хватает квалификации для разработки качественной социальной рекламы. Так и рождаются ролики, над которыми потом все смеются, — констатирует собеседник. — Порой руководители считают, что лучше показать негатив. Но психологи давно доказали: в таком формате социальная реклама не действует, она должна побуждать к чему-то, а не запугивать. Ментальная особенность россиян, ввиду нашей богатой культуры и истории, — потребность в эмоциональном восприятии, мы должны прочувствовать, пропустить посыл через себя. А не просто бубнить «нет наркотикам!».

…Такие ролики опасны

К слову, кинопроект «Стань человеком» существует на пожертвования — поддержки у кубанских чиновников Ким и его единомышленники так и не нашли. Зато к ним обращаются за помощью из Подмосковья, Свердловской области, налажены контакты с соседним Ростовом.

– Пока нам помогают самые обычные люди. Пару раз приходил и крупный бизнес, но реальной помощи не дождались. Например, встретились с директором известного предприятия, который никак не мог взять в толк: зачем мы снимаем и бесплатно распространяем ролики? — улыбается Владимир. — Другой бизнесмен приехал с золотыми часами и зубами на новеньком Lexus, попенял на плохую жизнь в стране, пообещал помочь и пропал. Обычно такие люди живут в «зоне комфорта», им удобно не замечать проблемы других, они должны выйти из нее, чтобы сделать доброе дело.

Общаясь с руководителем проекта социальной рекламы, я не мог обойти нашумевшую историю с роликом «Человеку плохо/ Russia vs. USA Experiment». Напомню, его авторы поставили эксперимент: как отреагируют прохожие в России и США на неожиданно упавшего посреди улицы человека. Результат эксперимента, на первый взгляд, говорят о бессердечности и равнодушии наших соотечественников: в Майами прохожие помогали упавшему парню в первые же секунды, в то время как на улицах Санкт-Петербурга к нему подошли только в одном случае из пятнадцати. Казалось бы, авторы ставят благородную задачу и призывают россиян быть отзывчивее. Но все ли так просто?

– Подобный ролик нужно делать очень тонко, а молодые ребята просто вызвали резонанс, завоевали популярность. Опасность таких экспериментов в том, что они формируют у молодежи впечатление о стереотипах поведения. YouTube для школьников и студентов является каноном, отправной точкой, — рассуждает Владимир. — Посмотрев ролик, можно подумать, что все россияне бессердечные. Но вы же прекрасно понимаете, что это не так, к упавшему на улице у нас обязательно подойдут. Такие ролики, я глубоко уверен, нужно запрещать хотя бы с политической точки зрения, потому что они опасны. Например, в ряде штатов США прохожий вообще не имеет права подходить к упавшему, он может только вызвать службу спасения. Так что я сомневаюсь в чистоте и социальной объективности подобных видеоэкспериментов.

К слову, сейчас активисты работают над минутным роликом о российских семейных традициях, рассчитанным на западную аудиторию. В сюжете покажут взаимоотношения сына и отца у разных народов России — славян, кавказцев, монголоидов. Ролик выйдет уже в этом году и будет распространяться через социальные сети. Пока же коллектив готовится к поездке в Москву — 17 сентября проекту «Стань человеком» вручат дипломы конкурса «Новый взгляд». За какой из трех отосланных туда социальных роликов, краснодарцы пока не знают.

«Всего 100 тысяч жителей, но утром и вечером пробки» Далее в рубрике «Всего 100 тысяч жителей, но утром и вечером пробки»Основатель сети Центров прикладной урбанистики — о том, как решить городские проблемы Краснодара Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»