«Доступная среда начинается в подъезде»
Краснодарские колясочники Анастасия Соколкова, Валерий Ляшенко и Ксения Туртупиди тестируют доступную среду на центральных улицах. Фото: Максим Хоменко,  pactalom.biz

Краснодарские колясочники Анастасия Соколкова, Валерий Ляшенко и Ксения Туртупиди тестируют доступную среду на центральных улицах. Фото: Максим Хоменко, pactalom.biz

Инвалиды-колясочники рассказали «Русской планете» о том, что помогает и мешает им комфортно жить в Краснодаре

Доступная среда — это не про пандусы и тактильную плитку. Это про отношение к другим людям, необязательно с ограниченным здоровьем. Если на тротуаре размашисто припарковать внедорожник, его не объедет не только инвалидное кресло, но и мама с коляской. Если «кнопку вызова» и заезд перед учреждением сделали «для галочки», то не стоит удивляться плохим дорогам и некачественному ремонту дома. Если сегодня кому-то отказал в пустяшной просьбе, завтра равнодушно пройдут мимо тебя.

Об этом «Русская планета» узнала от краснодарских инвалидов, поделившихся историями о самых удобных и самых труднодоступных местах кубанской столицы.

«Сидят дома, чтобы не стать обузой»

Худощавый 31-летний мужчина с волевым подбородком и короткой стрижкой. Краснодарец Валерий Ляшенко встречает меня в яркой спортивной куртке. Колясочником стал несколько лет назад после неудачного падения.

– Самые сложные, если живешь в многоэтажке, как раз первые метры пути на улицу. Например, моя квартира расположена внизу, но между ней и входной дверью две ступеньки. Чтобы спуститься, одной рукой придерживаю коляску, второй повисаю на перилах, и так сползаю, — Валерий показывает, как преодолевает это препятствие. — Три года переписываюсь с управляющей компанией и администрацией, чтобы сделали пандус. Отвечают: рассмотрим вопрос, когда соберете подписи всех жильцов дома о том, что они не против. Я физически не могу обойти все квартиры, как я поднимусь за подписями не то что на четвертый — на второй этаж?

За покупками краснодарец ходит в придомовый магазинчик, с первого же дня договорился с продавщицей: по телефону диктует список покупок, когда подъезжает к магазину, она выносит пакет, тут же рассчитываются. Для нечастых поездок по городу вызывает социальное «Инватакси».

Автомобилей там мало, заказ нужно делать чуть ли не за неделю. Возят по самым необходимым направлениям: в поликлинику, соцзащиту, на почту, не может быть и речи о поездки в кино, на мероприятие или торговый центр, в таких случаях звоню обычному перевозчику, — делится Валерий. – Главный плюс «Инватакси» — низкая цена, километр проезда стоит там порядка двух рублей (в городском такси 17–20 рублей. — Примеч. авт.), а простой, ведь эта же машина везет тебя обратно, — 70 рублей в час (у обычного такси в четыре раза дороже. — Примеч. авт.). Итого поездка в оба конца с ожиданием выходит не больше 200 рублей.

Говоря о доступной среде, Валерий соглашается, что за последние годы ситуация в кубанской столице изменилась. Но и сегодня самостоятельно проехать инвалид может разве что по алее на центральной улице Красной.

– В августе вместе с другими колясочниками провели эксперимент, проверив, насколько удобны пандусы в разных учреждениях. Например, в мою поликлинику № 13 забираться трудно, потому что у пандуса высокий наклон, а перилла широко расставлены, когда поднимаешься, до них не дотянуться. Где настоящая доступная среда, так это в гипермаркетах! Удобные пандусы, есть лифты и эскалаторы, оборудованный туалет для колясочников. А вот «кнопки вызова» рядом с аптеками и другими организациями в 9 случаях из 10 не работают, только однажды к нам вышли на вызов. Чаще всего это вообще муляжи.

Соглашается, что большинство колясочников не выезжают на улицу без крайней надобности, им комфортнее в четырех стенах квартиры.

– Каждый понимает, сколько хлопот доставит сопровождающему или прохожим. Если выезжаешь на улицу, обязательно озадачишь других людей: просишь поддержать переезжая высокий бордюр, не можешь подняться по ступенькам, инвалиды психологически этого боятся, любому неприятно быть обузой.

Вести активную жизнь самого Валерия побуждает жена, такая же колясочница. Познакомились они в соцсетях, девушка переехала в Краснодар из Ставрополья. Дома работала диспетчером такси, на Кубани трудоустроиться пока не получается, работодатели неохотно принимают людей с ограниченным здоровьем.

Самому Валерию тоже после получения инвалидности пришлось распрощаться с профессией — слесарь промышленного оборудования. Сейчас он заочно учится на втором курсе юридического факультета, уже помогает консультациями другим инвалидам.

– Пришел в Центр занятости населения, чтобы записаться на курсы и получить доступную специальность. Там объяснили, что сперва формируют группу инвалидов для обучения, затем проводят аукцион, ищут подрядчиков, — объясняет собеседник. — За два года группу так и не сформировали, поступил в вуз и учусь самостоятельно.

Краснодарец Валерий Ляшенко показывает, как преодолевает две ступеньки в своем подъезде. Фото: Андрей Кошик /«Русская планета»

«Среда кажется доступной, пока не сядешь на коляску»

После травмы, в 19 лет приковавшей к инвалидному креслу, Яна Дворникова увлеклась спортом и получила новую специальность. Сегодня жизнь 36-летней краснодарки расписана по часам: три раза в неделю полноценные тренировки на стадионе «Труд», работа в салоне красоты, шопинг с дочкой.

– Я по натуре человек активный, но когда получила травму, целыми днями лежала и ждала какой-то «волшебной таблетки», пробовала разные способы лечения, пока в санатории не познакомилась с девушкой, занимающейся в специализированном клубе для инвалидов «Искра», — делится Яна. — Если честно, к спорту поначалу была равнодушна, но мне не хватало общения, поэтому стала ездить на тренировки. Они реально затянули, начались соревнования, поездки. Чтобы жизнь не проходила мимо, измени то, что тебе под силу. Теперь я совершенно другой человек.

Женщина пять лет занимается легкой атлетикой, неоднократно становилась чемпионом Краснодара среди колясочников.

– По городу передвигаюсь на автомобиле с ручным управлением. Если тренировки и клиентов в салоне красоты нет, еду в гипермаркет или торговый центр. Там много парковочных мест, в том числе для инвалидов, но они часто заняты. Когда пытаюсь припарковаться, порой кто-то «подрезает» и занимает место, начинаешь объяснять, еще и пошлют, один раз с кулаками набросились, пришлось полицию вызывать, — рассказывает краснодарка. — Сложности возникают и в поликлиниках. Я раньше была приписана к 19-й, куда на коляске вообще не заехать. Звонила доктору и ждала, пока он, приняв всех пациентов, выйдет к моей машине и проконсультирует на улице. Затем перевели в только что открывшийся филиал городской больницы, там проблем ни с заездом, ни с персоналом нет.

Признается, что за последние годы Краснодар стал ощутимо доступнее для колясочников. Они могут проехаться по новеньким крупным торговым центрам, попасть в кинотеатр и кафе. Правда, расположенные на улицах небольшие магазины и аптеки остаются недоступными, потому что кнопки вызова персонала почти нигде не работают.

– Среда кажется доступной, пока не сядешь в коляску, — улыбается Яна. — Но особо радует, как новое поколение, нынешние школьники и студенты, смотрят на колясочников. Люди старшего возраста тебя сторонятся, им некомфортно рядом с инвалидом, некоторые маленькие дети, видимо, от недостатка воспитания, громко задают некрасивые вопросы. А молодежь всегда корректно спросит, не нужна ли помощь, поддержит. Мне кажется, это связано с социальной рекламой и развитым в России волонтерским движением, которое учит мальчишек и девчонок быть добрее.

Последние три года женщина работает в салоне красоты мастером по наращиванию ресниц. Уточнила, что это скорее исключение для колясочников, которые если и работают, то дома. Оценив профессионализм Яны и желание трудиться, хозяйка салона ее взяла. До травмы краснодарка получила «корочку» парикмахера, но сидя стричь уже не получится. Поэтому по роликам с YouTube изучила новую специальность, так как записаться на обычные курсы не получилось: инвалидов на них принимают без проблем, но здания не приспособлены для заезда коляски, кто-то каждый раз должен тебя поднимать.

«Все это бесполезно, если инвалид не может спуститься на улицу»

34-летняя Анастасия Соколкова — улыбчивая женщина в стильных очках — инвалид с рождения. Это не помешало ей окончить обычную и музыкальную школы, получить университетский диплом, работать психологом и позитивно смотреть на жизнь.

– Живу в частном доме за городом, поэтому у меня меньше проблем, чем у тех, для кого главная сложность — выйти из подъезда. За последние пять лет Краснодар очень продвинулся в плане доступной среды, по центральным улицам без проблем проеду, появились доступные кафе и торговые центры. Но все это бесполезно, если инвалид не может спуститься на улицу с третьего или даже первого этажа, — объясняет «Русской планете» Анастасия. — Доступная среда должна начинаться в подъезде, добиться ее там от управляющей компании или ТСЖ сложнее, чем на городских улицах.

Признается, что была чуть ли не первой студенткой-колясочницей в Кубанском государственном университете. До этого существовал негласный запрет на прием инвалидов, потому что здание не приспособлено для их перемещения. Даже ее записали на заочное отделение, хотя занятия посещала каждый день. Тогда Анастасия могла ходить на костылях, хоть и с трудном, но сама поднималась в аудиторию. Рассказывает, что параллельно с ней на математическом факультете учился парень с тяжелой формой ДЦП, его родители заносили в кабинет на руках.

– Я бы расширила понятие «доступная среда». Инфраструктура города должна быть универсальной, удобной не только для нас, но и вообще для всех — колясочников, пенсионеров с палочками, молодежи, мам с маленькими детьми, слабослышащих людей. Например, сделают пандус, а он на половину тротуара вылез, мешает остальным пешеходам. Основная проблема даже не в каких-то материальных вещах, удобных ступеньках или тактильной плитке, а в отношении остальных людей к тебе. Горожане не понимают, как вести себя с обратившимся к ним инвалидом, им некомфортно видеть его, поэтому тебя стараются не замечать.

Инвалидность не стала помехой для активной спортивной жизни Яны Дворниковой. Фото из личного архива.

Продолжая рассказывать об отношении обычных прохожих, добавила: из-за большого количества попрошаек на инвалидных креслах сложился стереотип, что колясочник — это обязательно нищий и обездоленный. Ей самой, нормально одетой, несколько раз подавали милостыню. Не обижалась: люди делали это от чистого сердца, совершить доброе дело — прежде всего потребность дарителя.

– Изменить ситуацию может, условно говоря, наша видимость, появление инвалидов на улице. Недавно смотрела передачу «Модный приговор», героиней стала женщина без руки и ноги. Если честно, даже обрадовалась, что она попала на телевидение. Люди должны привыкать, что мы есть, не бояться нас. Кто-то рыжий, кто-то высокий, кто-то на коляске, а кто-то в очках. Мы разные и в этом нет ничего страшного.

Говоря о доступной среде в Краснодаре, отмечает: если есть машина или все нужные объекты находятся в зоне пешей доступности, даже с ограниченным здоровьем можно вести активную жизнь. Городской общественный транспорт все еще неудобен для людей на инвалидном кресле: несмотря на пандусы, заехать в салон трамвая или троллейбуса без посторонней помощи невозможно. Самая универсальная среда для всех — торговые центры, где колясочники могут спокойно передвигаться по этажам. В центре города немало доступных кафе и магазинов, куда спокойно заезжаешь.

Уточнила, что зарабатывает психологическими консультациями по скайпу, среди знакомых есть работающие на дому бухгалтеры, компьютерщики, диспетчеры, продавцы сетевого маркетинга.

– Нужно понять, что у инвалидов, помимо сложностей с маневренностью, точно такие же проблемы, как и у большинства здоровых горожан. Когда приезжаю в центр Краснодара, практически невозможно найти место для парковки, чтобы безопасно выйти и пересесть в коляску, — продолжает собеседница. — Или историческая часть города с уложенной брусчаткой. Да, это красиво и аутентично, но даже ходящие пешком быстрее устают от такой дороги, а на инвалидном кресле по брусчатке вообще не проедешь.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

10 декабря 2015, 19:34
И еще что я могу добавить что в этом районе видеться в течение 5 лет строительства, а причем тут тротуары! Я понимаю когда дорогу не слетят это из за того что по ним ездят строительная техника! Я так понимаю они ездят по тротуарам ? или людям по ним ходить а не как сейчас поразбитым дорогам грязи лужам....
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»