Песни Кубани и Львова
Игорь Васильев. Фото предоставлено Игорем Васильевым.

Игорь Васильев. Фото предоставлено Игорем Васильевым.

Писатель, историк Игорь Васильев рассказал «Русской планете», почему украинский национализм не прижился в Краснодарском крае, имеет ли Кубань украинские корни и чем кубанская «балачка» отличается от украинской «мовы»

Через несколько дней в краснодарской библиотеке имени Некрасова пройдет творческая встреча с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником исследовательского центра традиционной культуры «Кубанский казачий хор», писателем Игорем Васильевым. Встреча посвящена, в том числе, презентации монографии «Украинский национализм, украинизация и украинское культурное движение на Кубани во второй половине XIX – начале XXI веков», которая приобрела в связи с последними событиями на Украине новое звучание.

– Игорь, расскажите о монографии.

– Монография описывает жизнь украинских культурных и общественно-политических активистов на Кубани с момента зарождения движения в середине XIX столетия и по март 2014 года. Последствия для украинского движения Кубани последних событий на Украине еще себя не выявили, поэтому оставлены за рамками исследования. В книге так же показаны этнополитический и этнографический контекст, в рамках которого проходила деятельность украинофилов.

Монография написана потому, что назрела необходимость собрать воедино и обобщить обширный материал по деятельности украинофилов Кубани как в дореволюционный период и период насильственной украинизации 1920–1930-х годов, так в более чем двадцатилетний постсоветский период. На сегодняшний день выпущено множество статей, несколько книг, выявлена масса документов в российских и зарубежных хранилищах. И все это собрано под одной обложкой.

– С начала украинских событий ряд националистов из Киева не раз заявляли, что Кубань — историческая территория Украины. Насколько нова эта мысль и соответствует ли она действительности? Принадлежал ли Краснодарский край территориально или культурно Украине?

– Территории Краснодарского края Украине никогда не принадлежали, ни в какие украинские государственные и автономные образования не входили. Однако на Кубани жило немало этнических украинцев. Черноморское казачье войско иногда считали украинской квази-автономией. Хотя на деле оно было военно-административной единицей, не имеющей законодательно закрепленной этнической окраски.

Украинофилы не учитывали, что статус войскового казака порождает массу культурных и ментальных отличий, отделяющих казака от украинского крестьянина, усиливающих его сближение с Россией и русскими. Это военно-служилый статус, тесное общение с великорусами в повседневной жизни, широко распространенная русскоязычная грамотность. Кроме того, общерусская идентичность объединяла в единый народ всех восточных славян. Все это способствовало быстрому и добровольному обрусению казаков. Любопытно, но один из героев сегодняшней Украины Симон Петлюра в начале прошлого века вынужденно уехал с Полтавщины на Кубань. Но смог проявить себя здесь, в лучшем случае, печатая листовки на гектографе и помогая историку Федору Щербине в подготовке материалов для знаменитой «Истории Кубанского казачьего войска». Пожалуй, кроме самого Петлюры и его ближайшего дружеского окружения, никто об украинизации региона тогда не помышлял. Затем он попал в поле зрения местного жандармского отделения и в итоге вернулся на Украину. Если бы Петлюра остался на Кубани, то он никогда бы не вошел в большую историю, оставаясь известным лишь крайне узким специалистам как украинофил. Он не был бы здесь востребован.

– Были ли попытки присоединить Кубань к Украине в прошлом?

– Дальше пожеланий и самых общих планов дело не шло. Настоящих попыток не было. Хотя говорили об этом и дореволюционные украинские самостийники, и национал-коммунисты Украины во второй половине двадцатых годов. Эти претензии были исключительно предметом торга для достижения уступок в других сферах. Кубань была все же слишком самобытным, полиэтничным и удаленным регионом.

– В Краснодарском крае живет многочисленная община украинцев. Но украинский национализм здесь никак не проявляется. На ваш взгляд, почему?

– Украинцы Кубани, как старожилы, так и вновь приезжие, составляют интегральную часть славянского населения региона. Украинцы не отличаются ни образом жизни, ни родом занятий, ни основными ценностными и мировоззренческими установками. Так же, как и все остальные, они кровно заинтересованы в сохранении спокойствия и межнационального согласия, стабильности в регионе. Нынешняя Украина с гражданской войной, экономической нестабильностью, преследованием неугодных скорее демонстрирует им пример, как жить нельзя.

В нынешней ситуации на Кубани практически нет внутренних предпосылок для развития украинского национализма. Хотя могут иметь место попытки его искусственно «импортировать» для дестабилизации ближайшего к Крыму и юго-востоку российского региона.

– На ваш взгляд, почему сегодняшние диаспоры украинцев в России, в целом, не поддерживают события в Киеве?

– Постмайдановские киевские власти никак не выражают их интересов. Как и интересов значительной части украинских украинцев. При этом они запятнали себя массой неблаговидных поступков. Найти причины для их поддержки трудно.

– Близка ли Кубани украинская культура? Ведь те же националисты утверждают, что весь край говорит на «мове», которую лишь для вида именуют «балачкой»?

– Ряд элементов украинской культуры — неотъемлемая часть кубанской. Особенно это касается народной песни. Однако кубанская культура, в том числе и народная, не исчерпывается украинской составляющей. Русская еще мощнее.

Кубанская «балачка» — диалект русского языка с отчасти украинской языковой основой. На практике «балачка» состоит из нескольких говоров. Некоторые имеют украинскую основу, но очень сильно русифицировались, преимущественно в западных районах края. Так же ряд южнорусских говоров заимствовали немало украинской лексики. Даже самые «украинские» из кубанских говоров являются переходными от украинского к русскому языку. При этом они — часть русского языка, поскольку их носители по своему самосознанию русские.

– Как изменялось украинское культурное движение в Краснодарском крае с середины XIX века?

– Было и остается популярным украинское пение и музыка. При этом с конца XIX века по тридцатые годы XX века был весьма популярен украинский театр. Особенно украинская оперетта, близкая украинской народной музыкальной и танцевальной традиции. С третьей четверти XX века украинский театр резко утратил популярность на Кубани.

Украинская книга, газета и другие печатные тексты никогда не были популярны в Краснодарском крае, даже когда искусственно навязывались в двадцатые и тридцатые годы. В дореволюционный период реально востребованными книгами благодаря казачьей тематике были лишь «Кобзарь» Тараса Григорьевича Шевченко, «Енеида» Котляревского, а также «История Новой Сечи или последнего коша запорожского», написанная Скальковским.

– С какими проблемами в прошлом и сегодня сталкивается украинское культурное движение в Краснодарском крае, в России в целом? Забываются ли молодым поколением национальные традиции?

– За исключением широко популярной народной песни интерес к украинской культуре на Кубани носит субкультурный характер. Все остальное, особенно украиноязычные тексты, вызывают интерес исключительно узкого круга любителей и специалистов-исследователей. Это характерно не только для Краснодарского края, но и России в целом.

Настоящей диаспоры, включающей разные уровни самоорганизации и в той или иной степени охватывающей всех представителей данного народа на данной территории, у украинцев нет вообще. Украинские культурные активисты — это несколько десятков человек, оторванные от большинства украинцев региона. Как от старожилов, так и вновь приехавших. Потому как украинцы нигде в России не стремятся обособиться от остального восточнославянского населения, не стремятся жить какой-то особой жизнью.

Для сегодняшних украинцев крайне важно развивать свои местные традиции. С другой стороны — дистанцироваться от сегодняшнего Киева и его культурной политики. Поэтому правильным ориентиром может стать подчеркивание и развитие местной самобытности украинцев конкретного российского региона. Например, собирать и петь песни, популярные именно в этой в местности, а не в окрестностях Киева или Львова. Развивать местное самосознание. Например, жители украинского села Новопавловка Белоглининского района Краснодарского края называют себя бурянцами. По названию реки Бурая Балка. И очень гордятся своим селом.

Краснодар, который мы потеряли Далее в рубрике Краснодар, который мы потерялиБольшинство исторических зданий в кубанской столице были уничтожены уже после Великой отечественной войны Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

18 июня 2014, 19:21
Кто тебе право дал писать все это ? Геноцид против казачества моего ты с такой фамилией и незнаеш
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»