Новости – Общество
Общество
«О подвигах кубанцев можно снять не один десяток фильмов»
Работая над сценарием, режиссер открыл «белые страницы» Великой Отечественной войны. Фото предоставлено Валерием Мельниковым.
Режиссер Валерий Мельников снимает продолжение фильма о боях за Краснодар
19 мая, 2015 19:22
12 мин
В окрестностях Краснодара завершилась съемка первого эпизода игрового фильма с рабочим названием «Кубань 1942–1943», ставшего продолжением вышедшей два года назад получасовой картины «Краснодар 1942–1943». Режиссер обеих картин, 31-летний Валерий Мельников рассказал «Русской планете», почему оборона города стала «белой страницей» в истории Великой Отечественной войны, как непрофессиональные актеры перевоплощаются в фронтовиков и чему его научило общение с ветеранами.
Наш собеседник окончил филфак Кубанского госуниверситета и московские Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Аллы Суриковой и Владимира Фокина). Среди известных работ Мельникова — пластилиновый мультфильм «Взятие Березани» из цикла «Екатеринодарские байки», рассказавший о подвиге первых кубанских атаманов Захария Чепиги и Антона Головатого, снятая по заказу канала «Культура» картина «Кубанские казаки и половецкие бабы». Первый фильм об обороне Краснодара набрал в интернете более 400 тыс. просмотров.
– Валерий, в 2013 году вышел документальный фильм о боях за Краснодар. Почему решили снять продолжение?
– У предыдущего фильма «Краснодар 1942–1943» хронометраж был всего 26 минут — оказалось очень мало, чтобы рассказать хотя бы о части подвигов и трагедии краснодарцев. В результате подробно осветили только оборону Пашковской переправы в августе 42-го и переправу войск через Кубань при освобождении города, остальные события упоминаются в общих чертах.
На самом деле о подвигах кубанцев можно снять не один десяток фильмов. Больше того — судьба каждого человека, прошедшего фронтовыми дорогами, сама по себе остросюжетный сценарий. Поэтому сразу по окончании работы над первой картиной появилось желание снять новую, более масштабную. Чтобы рассказать о легендарной кавалерийской Кущевской атаке, обороне Елизаветинской переправы на левом фланге Краснодарского оборонительного обвода, о том, как наши «Катюши» сметали фашистов на подступах к городу, о героизме краснодарских зенитчиков и железнодорожников, о семи бронепоездах, которые как передвижные крепости сдерживали наступление врага.
В новом проекте расширим географические рамки повествования и постараемся рассказать обо всех наиболее значимых события военных лет не только в Краснодаре, но и во всем крае. Поэтому фильм получил рабочее название «Кубань 1942–1943».
Как и в «большом» кино, каждую сцену здесь обсуждают с режиссером. Фото предоставлено Валерием Мельниковым.
– Считается, что бои за Краснодар далеко не самая яркая страница истории войны. Куда масштабнее та же «Голубая линия», Малая земля в Новороссийске. Почему выбрали именно кубанскую столицу для первой картины?
– Я краснодарец, мне наиболее интересна история именно родных мест. Об обороне Москвы, Курской дуге, блокадном Ленинграде заслуженно написаны и сняты тысячи книг и фильмов. Но Краснодар — тоже наша земля, ее защитники достойны не меньшей памяти.
Часто слышу подобные отзывы: «ну какие тут, на Кубани, бои были? Это же не Сталинград…». От таких оценок становится грустно. В Краснодарском крае были страшные бои. Полководцы — как советские, так и немецкие — именно Краснодарско-Туапсинское направление летом-осенью 1942 года считали решающим для Южного фронта, а значит, и всей войны. Гитлер требовал от своих генералов любой ценой сломить оборону Красной Армии на черноморском побережье нашего края, прорваться через Кубань к бакинской нефти. Пусть в этих боях участвовали не миллионы, а «всего лишь» тысячи бойцов, не думаю, что эта цифра незначительна. Героизм советских воинов, павших в боях за Кубань, ценится не меньше, чем подвиг защитников Сталинграда.
Актерами становятся студенты, бывшие военные и поисковики. Фото предоставлено Валерием Мельниковым.
– Как собирали истории для фильма?
– Сценарий писался на основе воспоминаний ветеранов и непосредственных свидетелей событий. К сожалению, в фронтовой истории Краснодарского края много белых пятен — стараемся их заполнить, изучаем материалы из музеев и штабные карты, расспрашиваем фронтовиков.
Без лишней скромности скажу, что до фильма «Краснодар 1942–1943» в истории обороны и освобождения краевой столицы были, наверное, одни белые пятна. Советские исследователи Великой Отечественной войны обходили оборону Краснодара стороной, внимание притягивалось к более масштабным битвам. Второй момент — это не то чтобы бесславная, но не очень удачная фронтовая страница. После поражения под Ростовом немцы пошли на юг лавиной, у командования не было времени для организации грамотной обороны.
Та информация, которая была в открытом доступе, как правило, разрознена, никто не собрал ее в единую масштабную картину. Нам потому и интересно работать над этим проектом: мы тут в некоторой степени первопроходцы. Большую поддержку в работе оказали краснодарские историки Борис Оленский и Наталья Суворова.
Например, многие краснодарцы знают о подвиге Степана Передерия, именем которого названа улица. Кубанский казак, шофер артиллерийского полка, во время отступления наших частей 9 августа 1942 года остановил грузовик с 45-миллиметровой пушкой на улице, при помощи мальчишек выгрузил снаряды из кузова и приготовил орудие к бою. Уничтожил бронемашину, мотоцикл и пулеметный расчет немцев, подбил один танк. Когда выстрел второго танка разворотил орудие, Передерий попытался протаранить его уже грузовиком. Оккупанты были так изумлены бесстрашием красноармейца, что разрешили похоронить его рядом с местом боя.
Работая над фильмом, я узнал, что в самом центре, на Театральной площади Краснодара, подвиг Передерия повторили наши зенитчики. Наступала вражеская техника, но оказавшиеся с ней один на один в оставленном городе зенитчики продолжали бой. К сожалению, при отходе армейские части перемешались, сегодня мы не знаем фамилии героев, воспоминания о которых сохранили городские старожилы.
– Об этом вам рассказали сами жители?
– Мы старались подкрепить книжные и архивные факты живыми историями. Например, приехали на улицу Передерия, рядом с которой совершен подвиг, искали по дворам местных бабушек. Для меня стало открытием — люди, только узнав, что мы снимаем фильм о войне, открывали двери, поили чаем, отпускать не хотели. Мы услышали массу историй о фронтовых годах, которые ни в каких книгах не прочтешь. Именно Великая Отечественная война сегодня, безусловно, объединяет самых разных людей.
– Истории собраны, сценарий написан. Как набирали актеров?
– В съемках эпизода задействованы до 30 человек. Через первый фильм прошли больше 100 актеров. Много школьников, студентов — активные ребята, которые ходят в походы и занимаются спортом. Реконструкторы из клуба «Святослав». Среди старшего поколения — военные пенсионеры, члены поисковых отрядов. Обычно ищу их через краснодарские группы в социальных сетях. Есть и профессиональные актеры из краснодарского Молодежного театра — Виктор Плужников, Алексей Суханов, Евгений Парафилов, Александр Теханович.
Если типаж среднестатистического парнишки-солдата найти легко, то, когда снимали партизан, возникли сложности. Нужен был колоритный мужичок с окладистой бородой, пулеметом «Максим» наперевес. Никак такой не находился. На объявление в «ВКонтакте» откликнулась девушка, предложившая «сдать» своего дедушку. В итоге она его уговорила играть.
К слову, проблем с разделением на «наш» — «немец» не возникало. Актеров мало, поэтому каждый сыграл и красноармейцев, и гитлеровцев. Так как картина о подвиге советских солдат, «расходным материалом» стали немцы — бросает наш боец гранату, отряд фашистов падает. Их-то как раз не хватало, одевали в подбитых оккупантов всех, кто был на площадке.
За время съемок многие ребята подружились между собой. Фото предоставлено Валерием Мельниковым.
– Что участие в съемках дает актерам?
– Самое главное — новые навыки. Не только умение правильно держаться перед камерой. На съемках первого фильма ребята научились рыть окопы, обращаться с армейской одеждой, накручивать портянки, разводить костер. Вспоминаю своего прадеда-фронтовика, тот, наверное, все мог своими руками сделать. Брось его в лес или на необитаемый остров — проживет. Современный же человек только в смартфоне своем разбирается, вне городской среды он пропадет.
– Наверное, ни один исторический фильм не обходится без «киноляпов». То на фоне древнегреческой флотилии проскользнет современный корабль, то на «заднике» фильма про рыцарей электролиния появится. Бывают и придирки профессионалов — не тот шеврон, не такой пулемет. В «Краснодаре 1942–1943» много ляпов?
– Как киношник, когда-то работавший на «Мосфильме» реквизитором, в свое время как раз отвечал за такие ляпы. Часто люди, заметив ошибку, самоуверенно думают — какая съемочная группа глупая, пропустили такое. На самом деле еще 20 таких ошибок, о которых группа знает, он не увидел. Конечно, чтобы красноармеец бежал в кроссовках или на руке блеснули электронные часы, такого в фильме не было. После съемки просматриваем материал на большом экране, безжалостно вырезаем такие кадры. Например, однажды целый день снимали бой, затратили кучу пиротехники. И только дома заметили, что в кадр попали полстаницы зрителей на пригорке.
Единственная придирка к картине была: почему у вышедших из боя красноармейцев с перемазанными лицами чистые и целые шинели? Ответ простой — реквизит многие приносили свой, из дома. Парень из трех зарплат откладывал, чтобы для реконструкции шинель купить, рвать он ее не дал.
Самыми сложными, как и в любой картине, стали массовые сцены. Важно, чтобы никто не «выпал» из кадра, не засмеялся во время атаки — актеры-то непрофессиональные, всякое бывает. Один засмеется, 20 человек возвращаются на позиции.
– Где проходили съемки?
– Естественно, раз фильм о Краснодаре — в его окрестностях. В самом городе снимать тяжело: особенно за последние лет пятнадцать он очень изменился. Когда нужно снимать городские сцены, ищем старые дворики, какой-то квартал с купеческой застройкой и без рекламы, но в основном — на природе. Хотя и она преподносит сюрпризы. Снимали бои за станицу Старокорсунскую. Целый день потратили на обустройство площадки — вырыли и укрепили окопы, разровняли все вокруг. Приезжаем следующим утром: Кубань разлилась, и наши труды оказались под водой. Люди на съемку приехали из других районов, пришлось уже по ходу оборудовать новую площадку.
Первые съемки шли целый год, некоторые сцены пришлось переделывать спустя время. Чтобы летом отснять зимние бои, вытаптывали на площадке всю растительность, посыпали ее искусственным снегом. Однажды нужно было снять сцену, где боец скатывается с зимнего склона. С постановщиком трюков Сергеем Никоновым нашли нужный пригорок, одобренный оператором. Пока выясняли, какой ракурс лучше, актер репетировал падение. Да с таким рвением, что вытоптали весь снег. Пришлось искать другой склон, потом еще один.
– Кто финансирует проект?
– Начали снимать на средства нашей студии «ДисКолор». Когда трейлер появился в интернете, нас заметили, помогла администрация города — выделила транспорт, вещи, подарили комплект осветительных приборов. Переговоры с мэрией идут и сейчас.
Даже без гонораров актерам съемки затратные. Представьте — 30 человек нужно привезти, накормить, у кого-то нет костюма. Одна пиротехника для стрельбы и взрывов больше 10 тысяч рублей в день выходит.
– Вы сказали, что у фильма будет продолжение — целый проект…
– Да, нам хотелось бы показать бои за Кубань глазами солдат так, как они видели их из окопа и через прицел винтовки. Вместе с ними пройти эти несколько трагических и славных месяцев. Нам было очень важно передать ощущения и эмоции фронтовиков — то, что в учебниках не опишут.
Общаясь с ними, я больше всего удивился силе воли. Город освободили 12 февраля 1943 года. Ветераны рассказывали, что шли в атаку в тонких осенних шинелях, спали на земле, из-за светомаскировки нельзя было разжигать костры. Многие бы сегодняшние парни выдержали такие условия? Еще удивил оптимизм прошедших войну. Это парадоксально, но именно на переднем крае, на фронте они научились ценить и свою, и чужую жизнь, хотя были солдатами.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости