Новости – Общество
Общество
Из России в Россию
Один из паромов переправы «Керченский 2». Фото: Андрей Кошик
Корреспондент РП выяснял, как краснодарцы добираются в Крым через Керченскую паромную переправу
19 мая, 2014 16:43
9 мин
Раннее утро буднего дня. О недавних «пробках» к порту «Кавказ» напоминают разве что синие биотуалеты. «Крымск — территория чистоты» — написано на некоторых из них. Теперь понятно, откуда их привезли.
У самой паромной переправы утром «пробки» нет, стоят лишь несколько рейсовых автобусов и легковых машин. Оставляю автомобиль на парковке, чтобы купить билеты. В здании вокзала людей тоже немного, но несколько человек, окруживших окошко обмена валют «Сбербанка», пытаются дозвониться в контактный центр. Уже 9:30, а окошко закрыто, люди не могут обменять деньги. Позже выясняется, что на противоположном берегу с обменом рублей на гривны и доллары та же проблема. Сложно воспользоваться и банковскими картами.
Стоимость билета на паром после присоединения Крыма к России не изменилась — 162 рубля для взрослого человека и детей с 12 лет. Ехать на полуостров на собственной машине накладнее: перевозка небольшого автомобиля обойдется владельцу в 1190 рублей, транспортное средство длиной от четырех с половиной метров — 1688 рублей, большегруз от пяти метров (автобусы, крупные машины с пассажирами. — Примеч. РП.) — почти 2,5 тыс.
Покупаю билеты, тут же иду на посадку. В обычные дни паромы ходят каждый час. Судно «Ейск», доставившее меня в Керчь, для перевозки пассажиров оказалось мало приспособленным. Люди стояли среди заехавших на палубу машин и вдоль борта. Присесть некуда, рядом ни одной скамейки. Хорошо, что переправа занимает чуть больше 20 минут.
Помимо легковушек, рядом со мной три военных грузовика и несколько десятков бойцов ОМОНа, которые охотно фотографировались на фоне Черного моря и чаек.
После присоединения Крыма к России транспортная дирекция Олимпийских Игр получила задачу по организации паромного сообщения через Керченский пролив.
– Наши специалисты прибыли в порт «Кавказ» 30 марта, — говорит замдиректора департамента организации грузовых и пассажирских перевозок Единой транспортной дирекции Дамир Яквашев. — Две недели ушло на мониторинг паромного сообщения, после чего было принято решение изменить организацию работы паромов.
Если раньше Крым и Кубань соединяли 18 рейсов, курсирующих ежедневно, то сегодня их 31.
– В зависимости от потока транспортных средств принимаем решение, какое расписание действует, — объясняет Яквашев. — За полчаса вместо ждущих парома двадцати автомобилей может скопиться сразу двести. Ждать полдня, чтобы изменить расписание, было бы неправильным, решение принимается очень быстро. Круглосуточно на месте дежурит специалист, который оценивает ситуацию и может увеличить движение паромов.
Другое новшество — машины с грузами теперь попадают на полуостров не через порт «Кавказ», а из Новороссийска. Фуры направляют в город-герой из Темрюкского района. Оттуда их перевозят в Феодосию.
По словам Яквашева, стоимость перевозки оказалась высокой, но благодаря субсидии транспортная дирекция снизила ее примерно в два раза. Сегодня перевезти большегруз (Грузовой автомобиль.— Примеч. РП.) в Крым стоит 11450 рублей. Судно «Посейдон» ходит из Новороссийска каждый день. Сейчас ведутся переговоры еще по двум судам.
На крымской стороне переправы появилась и площадка для накопления судовых партий. До этого машины, оказавшись в «пробке», вынуждены были каждые 15-20 минут проезжать по паре десятков метров. «Хвост» тянулся вдоль дороги. С первыми майскими праздниками организовали парковочную площадку — 12 рядов по 20 машин. Заняв место, водитель и пассажиры могут провести время по своему усмотрению. Когда подходит паром, машины попадают на него в порядке очереди. Проскочить мимо или встать не на свое место невозможно.
– Когда во время вторых майских праздников здесь образовалась «пробка», некоторые даже деньги сулили, чтобы их пропустили вперед, — говорит оператор Александр Елисеев, 2,5 года работающий в транспортной дирекции. — Сколько, честно говоря, даже не спрашивал. Объяснял, что если раньше было так, сегодня пропустить не получится.
На площадке есть и «нулевая» линия для автомобилей, которые могут проехать вне очереди. Это пассажирские автобусы, а также авто, где есть дети, беременные или ветераны войны. Сотрудники транспортной дирекции предупреждают, что пассажиры каждого льготно проезжающего автомобиля должны предъявить копию документа, подтверждающего особый статус.
Яквашев говорит, что скоро на каждом ряду появятся кассы — не нужно будет оставлять машину, чтобы купить билеты. Обещают установить огромные шатры с кондиционерами, скамейки. Правда, появятся ли они в этом курортном сезоне, неизвестно.
– Количество судов на переправе не увеличилось. Как и раньше, ходят три судна: «Ейск», «Керченский–2 и «Николай Аксененко». Первые два по грузоподъемности практически одинаковые — порядка двух автомобилей. «Аксененко» — комфортабельное судно, на котором есть кафе, кондиционеры, большая площадка, вмещающая более 40 машин.
Особенно трудными для сотрудников транспортной дирекции выдались 10-11 мая, когда сотни туристов начали возвращаться через переправу. Некоторые работники были вынуждены не спать по двое суток. В срочном порядке было переоборудовано судно «Славянин», ранее перевозившее железнодорожные вагоны: больше 200 рабочих оперативно перестилали подъездные пути и саму палубу брусом, чтобы смогли заехать легковые авто. Справились за сутки.
– Как только поставили судно на погрузку, буквально через несколько часов пошел такой поток машин, что без «Славянина» до сих пор не справились бы с теми паромами, которые имеем, — рассказывает Дамир Яквашев. — Судно совершило пять рейсов, перевозя каждый раз по 170 автомобилей. Правда, пассажиров на «Славянина» брать нельзя по технике безопасности. Люди переправлялись на «гражданском» пароме и встречали свои машины уже на кубанском берегу. Ждать «Славянина» приходилось по полтора часа. Но это лучше, чем по 6-8 часов в пробке.
Сколько всего пассажиров переправят за курортный сезон, пока неизвестно.
– Вся беда в том, что министерство курортов и другие ведомства Крыма не могут дать нам примерный прогноз потока туристов, — говорит Яквашев. — Думаю, и им еще непонятно, сколько людей изъявят желание приехать. Мы готовимся к максимальному количеству.
Оператор транспортной дирекции Андрей Федотов рассказал «Русской планете», что его рабочая смена длится 12 часов, но из-за нехватки сотрудников порой приходится и перерабатывать:
– Многие едут «загруженные», на нервах. Поэтому стараюсь общаться с юмором, чтобы люди садились на паром уже с улыбками, говорили, что все хорошо.
Николай Левишев из Ростовской области, приехавший в Крым на майские праздники, говорит, что 9 мая простоял в очереди 4 часа.
– Но все было организовано: питание, туалеты. Все нормально работает, видно, что сотрудники стараются, — рассказывает он.
Владислав Удодов из Краснодарского края на полуостров поехал с семьей — маленьким сыном и беременной супругой.
– С момента присоединения сюда езжу, я тот, кого называют «вежливым человечком», — улыбается молодой мужчина. — Сейчас устраиваюсь сотрудником в «Беркут» в Ялте, вот ездили выбирать съемную квартиру.
По словам Владислава, перед праздниками с кубанской стороны была большая «пробка»: около 200 человек. Его с беременной женой и ребенком пропустили без очереди.
– Учитывая, что приехали на переправу ранним утром, «пробок» не застали, — рассказывает жительница Краснодара Ольга Харченко. — Претензий к организации движения нет, хотя если в курортный сезон поток увеличится, машины будут просто стоять. Наверное, нужно расширить основную дорогу. Сегодня, даже если один автомобиль на ней припаркуется на обочине, создаются помехи движению.
По мнению Ольги, цены на паром должны быть ниже. Если человеку нужно будет часто, например, по работе, ездить в Крым и обратно, то каждая поездка на автомобиле ему будет стоить почти 3 тыс. рублей. Поэтому необходимо подумать над выпуском проездных билетов.
Добраться от керченской переправы до Керчи на автобусе и в маршрутке по российским меркам стоит недорого — всего 2,75 гривны (10 рублей. — Примеч. авт.). А вот таксисты, которые дежурят на морском вокзале, уже «ломят» цену: за маршрут в 15 км требуют 400-500 рублей. В самой Керчи цены на продукты питания сопоставимы с уровнем провинциального российского городка, а иногда и чуть ниже. Огурцы на рынке стоят 12-15 гривен (около 40 рублей), местная клубника по 40-45 гривен (порядка 150 рублей), помидоры — 20-25 гривен (80 рублей). Обратно в Краснодарский край я добирался на судне «Николай Аксененко». Паром действительно оказался комфортабельным: несколько палуб, в том числе закрытая, кафе и удобные кресла перед телевизором.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости