Титульная страница
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Титульная страница
Русская планета

«Приехал домой и остался один»

Николай Каклюгин. Фото: Андрей Кошик
Корреспондент РП поговорил с психиатром-наркологом Николаем Каклюгиным о современных религиозных и нерелигиозных способах лечения наркозависимых, о потенциале «русскости» и гедонизме
Елена Коваленко
14 марта, 2014 14:01
6 мин
Николай Каклюгин — кандидат медицинских наук, психиатр-нарколог, руководитель общественной организации «Доброе сердце. Кубань».
– Николай, есть ощущение, что наркозависимые сегодня не доверяют государственной медицине. Кто побогаче, идет в коммерческие центры, бедные — к протестантам и в православные монастыри. Это так?
– Главная проблема государственных наркологических учреждений — постановка на учет. Там тоже можно проходить программу реабилитации анонимно, но это будет стоить немалых денег — порядка 20 тысяч в месяц. При бесплатном лечении и реабилитации обязательно ставят на учет. А это означает лишение водительских прав, права на ношение оружия, необходимость регулярно отмечаться у нарколога в течение пяти лет. К тому же реабилитационные программы там действительно малоэффективны — по разным экспертным оценкам, число сохраняющих трезвость более года после них колеблется от 1 до 10%.
– Почему такой невысокий результат?
– В государственной наркологической службе, особенно в реабилитационном звене, проблема с кадрами. Я работал заместителем главного нарколога Краснодарского края и лично столкнулся с их дефицитом. Фактически отсутствует постреабилитационная поддержка, слабо развито амбулаторное звено. Государственная программа реабилитации наркозависимых длится всего три месяца, после нее выпускник должен посещать группы «поддержки», где такие же в прошлом зависимые, имеющие по сути те же проблемы, пытаются найти место в обществе. Но и таких групп крайне мало. Получается, человек вышел из больницы, приехал домой и остался один. Естественно, он вновь погружается в среду, где нет никакой внешней поддержки для устойчивой мотивации к ведению трезвого образа жизни.
– А религиозные центры ее дают?
– В этом-то и заключается их преимущество. Ты приезжаешь в православный храм, там есть община, которая не оставит тебя один на один с зависимостью. Очень мощная система постреабилитационной поддержки выстроена у протестантов — там налажена еще более активная приходская жизнь, проводятся собрания с выпускниками реабилитационных программ и их родными, идет работа с молодежью. Это и дает им преимущество. Но в случае с протестантами человек уходит не в общество, а некую закрытую систему, субкультуру, имеющую свои идеалы, традиции и ценности, отличающиеся от того, что несет в себе русская культура, а значит, и российское государство.
– Так эффективность-то, наверное, этим и достигается. Вместо зависимости человеку предлагают другие установки, новое мышление.
– Да, одна из первых задач реабилитации — изменить смысл жизни. Приведу такой пример: эффективность нерелигиозного центра, где множество специалистов, современные психотерапевтические программы, и правильно выстроенной православной модели реабилитации практически одинаковы. Хороших результатов помогают достичь именно ответы на вопросы «Для чего ты живешь?», «Почему живешь?», «К чему стремишься?». Но качественных православно ориентированных реабилитационных центров сегодня, к сожалению, крайне мало. Вероятно, ситуация может измениться после подписания в ближайшее время президентом России государственной программы по комплексной реабилитации и выделения на нее запрашиваемых средств.
– В чем же отличие протестантской и православной моделей реабилитации?
– Модель протестантов харизматичная, она зациклена на лидерах, их непререкаемом авторитете как проводников «воли Духа Святого». Есть пастырь, который решает, что будет делать человек, насколько он справляется с обязанностями, чем будет заниматься после реабилитации. Им навязывается понимание о том, что здесь, в реабилитационной общине и их «церкви», спасение и жизнь, а за их пределами — неминуемая смерть. В итоге формируется зависимость от группы и ее лидера. Если убрать пастыря, центр рухнет. В организованном по монастырскому типу православном реабилитационном центре действует принцип общины. Есть священник, его помощники. Если кого-то из управляющего состава здесь заменить, система не разрушится. Зависимость от группы, так называемый «синдром госпитализма», может сформироваться и в православной общине, хотя и реже, чем у протестантов. Многое зависит от профессионализма сотрудников. За тысячу лет православие в России выработало традиционное понимание мира и нашего места в нем, создало определенный порядок жизни, четкую иерархию ценностей. Русская православная церковь на протяжении веков является носителем русской духовности и, соответственно, государственности. Выпускник православной реабилитационной программы несет в себе этот потенциал «русскости», чего не скажешь о выпускнике-протестанте.
Кстати, то, что сегодня происходит в Украине — результат многолетней работы, в том числе, протестантских общин. Сегодня протестантское мировоззрение идет в ногу с глобализацией, стирая границы между государствами и уничтожая код национальной самоидентификации. Неслучайно нынешний и.о. президента Украины Александр Турчинов — пастор-баптист.
– Раз мы заговорили о глобализации, «глобальный» вопрос — наркомания вообще излечима?
– Однозначного ответа нет. С точки зрения медицины это, как и алкоголизм, хроническое рецидивирующее заболевание. На эту тему существует четкое определение Всемирной организации здравоохранения. До второй половины прошлого века, когда проблемы наркомании и алкоголизма вышли на мировой уровень, считалось, что это стереотип поведения — его можно изменить, если научишь человека жить иначе. Достаточно вспомнить опыт педагога Антона Макаренко, чьи трудовые коммуны были эффективны, а среди их воспитанников встречались беспризорники с распространенной тогда кокаиновой зависимостью.
В польском реабилитационном центре, где я проходил практику, также уверены, что наркомания — патологический стереотип поведения, который можно изменить путем научения. Конечно, при соблюдении определенных условий, путем длительной профессионально организованной тренировки.
– То есть излечиться от наркомании можно и без религии?
– Во всем мире существуют так называемые терапевтические сообщества. Их родоначальником стал тот самый Макаренко, чей опыт взяли на вооружение в Англии и США. Позиция таких сообществ — сам отвечаешь за свою жизнь, только ты можешь вытащить себя из болота, в котором оказался. А группа поможет. Формируется личная ответственность за свое поведение и срабатывает принцип Макаренко «коллектив рождает личность». Такая светская модель очень похожа на армию: есть разные этапы реабилитации, иерархия, за нарушения наказывают — вместо гауптвахты здесь более тяжелые работы, например, убирать свинарник. Община живет демократически — решения принимаются коллективно, без давления лидера. Такая модель не исключает и религиозной составляющей — в польские реабилитационные центры, например, свободно приходили священники. У нас в России таких структур, к сожалению, немного, они практически не поддерживаются государством и выживают сами как могут.
– Тогда что в этой модели заменяет наркозависимому веру в Бога, что его мотивирует?
– Ответственность. За семью, собственное будущее, желание помочь другим. Общечеловеческие ценности, подходящие и под нашу модель мира. Другой вопрос — инфантильность современных наркозависимых, у которых отсутствует жесткая позиция, характерная для наркозависимых девяностых. Инфантильность очень сказывается на реабилитационных программах, которые приходится смягчать — чаще устраивать развлекательные шоу и поездки, убирать тяжелый труд, давать послабления. Если дать жесткость, что была еще 15 лет назад, люди будут уходить из центров, руководство которых потеряет средства на поддержку проекта. Так и приходится балансировать, что значительно ухудшает качество реабилитации.
– Чем вызвано это изменение? Сегодняшние наркозависимые менее мужественны?
– Героиновые наркозависимые 90-х годов имели мощный мужской стержень, волевые качества, были физически развиты. Кто тогда часто встречался среди них? Бандиты, рэкетиры, другие криминальные элементы. Было много бывших спортсменов, не понаслышке знающих, что такое процесс преодоления и работа на пределе. Случалось, во время «ломки» они бегали кроссы по десять километров, потому что понимали — так им станет легче, чем лежать и стонать, выпрашивая очередную «пилюлю». Сейчас наркотики не в пример доступнее — их легко заказать через интернет, не нужно ходить по криминальным районам, драться — чуть ли не домой с курьером принесут. А появление новых синтетических наркотиков типа «спайса» и «солей» привело к увеличению людей с двойным диагнозом — помимо наркомании, например, шизофрении. Это еще больше осложняет работу.
– Послабления, на которые идут современные реабилитационные центры, способствуют этой инфантилизации?
– Необходимо соблюдать равновесие, иначе не вырастить волевого ответственного человека. Конечно, многих современных молодых людей в коровник работать не пошлешь. Но адекватный физический труд, нагрузки и контроль за их исполнением необходимы. К сожалению, наркологических пациентов и их родственников порой ориентируют не на долгую работу над собой и изменение образа жизни, а на поиски одномоментной процедуры, которая сразу решит все проблемы. В поисках чудодейственного средства больные и их родственники ходят «по кругу», обращаясь в различные клиники. После нескольких неудачных попыток, разочарований и бессмысленных трат исчезает вера в возможность благоприятного исхода вообще.
– Наркомания — бич современности. Разве может православие отвечать на сегодняшние вызовы?
– В первую очередь наркомания — это страсть. И далеко не единственная. А православие имеет огромный, накопленный за много веков, опыт борьбы со страстями. Если человек не научится их обуздывать, жить в рамках определенной системы ценностей и не наполнит ее выверенными ориентациями, от зависимой модели поведения он не избавится. Будь то наркотики, или компьютерные игры, алкоголь или поход по магазинам.
– Но весь западный мир, система глобализации учит другому: ты — винтик единой машины, бери от жизни все, наслаждайся моментом здесь и сейчас.
– Да, такая пропаганда все больше нарастает. Даже президент США Барак Обама заявил, что марихуана не так опасна, как алкоголь. Огромные силы бросаются на легализацию наркотиков, небезызвестный Джордж Соррос в свое время тратил большие средства на развитие в России законодательства по их легализации. Ключевое слово во всем происходящем — гедонизм. И ему мы можем противопоставить только традиционные ценности, менталитет народа, утраченный за 70 лет советского режима и периода перестройки. В контексте навязываемой Западом культуры потребления утрачиваются ориентиры четкого различения добра и зла, искажаются ориентиры. При этом неотъемлемым условием духовного, и как следствие, психического здоровья нации, является идентификация гражданина со своим народом, государством и его интересами. Мы видим, что западный мир стоит на краю — легализация наркотиков, легализация однополых отношений, фактически идет тотальная легализация греха. Здесь может пригодиться универсальный опыт австрийского психиатра Виктора Франкла, который говорит о смысле жизни как таковом, о лечении, названном им «логотерапией». Эти принципы заложены и в православии. Если мы будем развивать их, то получим иммунитет к бедам нашего времени. Примем западные лекала, дух протестантской этики, заполнивший соседнюю Украину и активно рвущийся к нам — окажемся там же, где и Запад. Чего очень не хотелось бы.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ