Новости – Общество
Общество
«Советуем коллективу искать подработки»
Митинг «сединцев» украсил хрестоматийный призыв Маркса к объединению пролетариев. Фото: Андрей Кошик / «Русская планета»
Почему рабочие крупнейшего в Краснодаре завода год сидят без зарплаты
17 октября, 2015 14:10
11 мин
17 октября в Чистяковской роще Краснодара прошел согласованный с властями митинг сотрудников ЗАО «Краснодарский станкостроительный завод «Седин» — когда-то крупнейшего в мире предприятия по выпуску токарно-карусельных станков, сегодня оказавшегося на грани банкротства. С прошлого октября конструкторы и слесари не получают полноценную зарплату, на сегодняшний день долг составляет более 20 млнрублей. В сложившейся ситуации сами рабочие винят непродуманную стратегию дирекции, а руководство холдинга «Седин» заявляет об отсутствии государственной поддержки в станкостроении.
Солнечное субботнее утро, у деревянной сцены в Чистяковской роще — популярном среди краснодарцев месте семейных прогулок и отдыха — собираются немногочисленные митингующие. В основном это пенсионеры, проработавшие на «Седине» большую часть жизни. Есть и несколько молодых рабочих, к протестной акции присоединились активисты левых политических движений. Всего на площадке около 100 человек.
Кто-то разворачивает самодельные транспаранты, коммунисты принесли марксовский призыв к объединению пролетариев. Некоторые полушутя вспоминают мемориальную доску, установленную на фасаде предприятия «Здесь 9–11 мая 1918 года… состоялась политическая забастовка, вызвавшая новый революционный подъем среди рабочих города Екатеринодара (название Краснодара до 1920 года — Примеч. авт.)». На новый подъем рассчитывать не приходится — выходящие на сцену ораторы выступают скомканно и очень сдержанно. Каждый извиняется — мол, не привык митинговать. Меньше чем за час желающие взять в руки мегафон закончились.
– Мое выступление — крик души старого «сединца», — не скрывая волнения, обратился ветеран Николай Передерищека, пришедший на завод в 1944 году. — Трудно представить, что флагман промышленности Кубани в таком плачевном состоянии. Усматривается в действиях по отношению к индустриальной промышленности края параллель с Украиной. Там тоже разваливают промышленность. Так вот соседей мы очень хорошо критикуем и день, и ночь. А вот что у себя творится, не видим.
Первый токарный станок на «Седине» выпустили в 1915 году. Назван завод в честь работавшего здесь 29-летнего токаря-большевика Глеба Седина, убитого в начале Гражданской войны. В советское время предприятие наградили орденом Трудового Красного Знамени, к началу перестройки оно стало крупнейшим на планете по выпуску токарно-карусельных станков, поставлявшихся в более чем 90 стран. Тогда на заводе трудились порядка 6 тыс. человек, для подготовки кадров открыли техникум.
На митинг пришли около ста «сединцев» и представители коммунистических движений. Фото: Андрей Кошик / «Русская планета»
В 2011 году правительство выделило средства на научно-инженерные разработки, госконтракт заключили и с краснодарским флагманом. Выполняя его, завод разработал центр VMG-50 — уникальный комплекс, способный обрабатывать детали весом до 150 тонн и длиной до девяти метров. Опытный образец завершили к осени 2013 года, но Минпромторг не продлил контракт.
– Центр, по сути, единственный в России способен обрабатывать громоздкие детали для оборонной и атомной промышленности. Им управляет один оператор, а технология позволяет производить фрезерование и точение различными головками в нескольких координатах, — описывает «Русской планете» преимущества конструкции заместитель главного конструктора, член наблюдательного совета международного акционерного общества «Седин» Алексей Кузнецов.
Чтобы посмотреть на чудо-машину, проходим через опустевшие цеха. Вот оставшийся с лучших времен пыльный призыв «От высокого качества работы каждого — к высокой эффективности труда коллектива», под ним — простаивающие серые станки и отдающие тусклым блеском заготовки. Сам VMG-50 занимает добрую половину следующего цеха, вытачиваемая на нем рыжая деталь напоминает огромный (в два человеческих роста!) кувшин на гончарном круге. Вокруг нее, словно руки мастера, кружат резцы.
– Все ресурсы завода были направлены на этот центр, в него вложены десятки миллионов заемных рублей. На отсутствие госконтракта наложилась общая тяжелая ситуация в стране. За 2012 год мы отгрузили 22 токарно-карусельных станка, в прошлом году — 13, а в этом только три, больше года не получили ни одного контракта, — продолжает Кузнецов. — В таких условиях собственник оказался крайне неэффективным, менеджеры не смогли принять кардинальных спасительных мер.
Общее мнение трудового коллектива — нужно было сразу, пока имелись средства, сокращать работников. Процедура болезненная и неприятная, но она позволила бы снизить расходы. Вместо этого дирекция, оставив всех на местах, перестала платить зарплату. С прошлого октября здесь не видят полноценных расчетов.
– До этого почти год нас продержали на «голых» окладах без премий, в среднем получали 15 тысяч рублей. Уже год не видим и этого. Например, мне должны около 300 тысяч, — уточнил заместитель главного конструктора. — Небольшие расчеты на карточку поступают, но это мизер. Ситуацию спасает то, что большинство работников — пенсионеры, их выручает государство.
С конца апреля «сединцы» пытаются найти правду в прокуратуре, трудовой инспекции и мэрии Краснодара. Директор предприятия обратился в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве, но рассмотрение до сих пор не началось. На сегодняшний день долг по зарплате составляет порядка 24 млн рублей. Имеются недоимки перед кредиторами и по налогам.
– Выход из ситуации — привлечение инвестора либо государственная поддержка, — продолжает Алексей Кузнецов. — Учитывая непростое положение, упор нужно делать на серийные станки, продажа которых приносит реальный доход, а не на новые разработки. Финансирование инноваций должно происходить по остаточному принципу
Уникальный центр VMG-50 способен обрабатывать 150-тонные детали. Но Минпромторгу он оказался ненужным. Фото: Андрей Кошик / «Русская планета».
С ним согласен главный конструктор станкозавода Вячеслав Ветер: руководству не нужно было идти на кардинальную меру, бросив все ресурсы на VMG-50.
– Это неправильно выстроенные стратегические цели. Переходить на новый формат следовало постепенно, а не идти ва-банк. С нами нужно поступить, как с Уралвагонзаводом — национализировать, — считает главный конструктор. В последний раз Вячеслав получил полноценную зарплату в прошлом октябре. Чтобы прокормить семью, подрабатывает отделочником, укладывая в квартирах ламинат и делая гипсокартонные конструкции.
В государственной инспекции труда в Краснодарском крае «Русской планете» рассказали, что держат ситуацию на контроле.
– По результатам проведенной в мае проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений по выплате задолженности, которая на тот момент составляла около 20 млн рублей, — пояснила начальник отдела правового надзора государственной инспекции Олеся Кульпинова. — Бывший директор Дмитрий Чумаченко и сам завод «Седин», как юридическое лицо, привлечены к административной ответственности. Уже в сентябре к административной ответственности привлечен новый руководитель, составлен протокол о неисполнении ранее вынесенного предписания.
По инициативе прокурора Западного округа Краснодара возбуждено три уголовных дела по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ («Невыплата заработной платы свыше двух месяцев») в отношении директоров предприятий и два дела по ч. 1 ст. 199.1 УК РФ («Неисполнение обязанностей налогового агента»). Ситуацию прокомментировал «Русской планете» старший помощник прокурора Краснодарского края по взаимодействию со СМИ Антон Лопатин.
– Для восстановления нарушенных прав работников и взыскания задолженности в суд предъявлены заявления о выдаче судебных приказов, которые в настоящий момент направлены приставам, — добавил Лопатин. — Также наложены аресты на средства, находящиеся на банковских счетах, дебиторскую задолженность и имущество ЗАО «Краснодарский станкостроительный завод «Седин», с которого взыскана задолженность на 1,5 млн рублей.
Накануне митинга, выступая на совещании по исполнению регионального бюджета, губернатор Вениамин Кондратьев, имя в виду ситуацию и на этом предприятии, был категоричен: «Не стоит даже говорить и делать громких заявлений о том, что нужно принять меры, чтобы задолженность была погашена. Она просто должна быть погашена. И никаких иных комментариев я не хочу делать. Повторю, проблемы с задержкой зарплат не просто должны быть решены, их в принципе нельзя допускать».
«Русская планета» обратилась в холдинг «Седин», куда входит станкостроительный завод. Позицию собственников выразил один из руководителей, попросивший не называть его имени.
– Реализуя госконтракт, мы впервые приступили к разработке конструкции с такими габаритами. За этой разработкой будущее. Я бы сравнил ситуацию с отечественным автопромом: «копейка» (народное название ВАЗ-2101 — Примеч. авт.) машина хорошая, но она уже прошлый век, автовладельцы пересели на современные машины. Завод выпускает качественные станки, которые объективно выходят из потребления и лет через 20 однозначно окажутся невостребованны, — считает собеседник. — Чтобы разработать VMG-50, вложили в него все свои ресурсы. Государство проигнорировало дальнейшее развитие этой программы, без всяких обсуждений придя к выводу о «высоких финансовых рисках».
Станкостроительный завод, названный в честь токаря-большевика, имеет богатую революционную историю. Сегодня, спустя сто лет, рабочие вновь требуют соблюдения своих прав. Фото: Андрей Кошик / «Русская планета»
Представитель холдинга уточнил, что для решения проблемы с долгами руководство пытается продать непрофильные активы, например, детский лагерь «Восход» в Анапе. Но в условиях кризиса покупателей, способных предложить запрашиваемую цену, не найти.
– Ничего не остается, как советовать коллективу искать подработки, если есть возможность — взять отпуск без содержания, — продолжает собеседник. — Сложившаяся ситуация — проблема не только «Седина», а всей отрасли станкостроения в России. Она стоит на грани уничтожения, потому что отечественная промышленность упорно покупает иностранные станки, доля российского производителя на рынке составляет около 10%. Так как наши потребители — космическая и оборонная отрасли, атомная промышленность, для разрешения ситуации нужна поддержка на самом высоком государственном уровне. Власть должна помогать выстраивать отношения с корпорациями, чтобы мы могли обслуживать их заказы. Продукция «Седина» отвечает международным требованиям, об этом свидетельствуют наши поставки на Украину, в Германию, Белоруссию, Австралию. Только на российский рынок полноценно выйти не дают.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости